Чек-лист
5 опасных признаков почерка,
предупреждающих о проблемах с сотрудником

Вводная: чтобы получился хороший и «наглядный» образец почерка, лучше написать почерк на нелинованом листе А4 синей шариковой ручкой.


Так вы увидите:

  • Рационально ли человек располагает текст на листе бумаги (это расскажет об особенностях личной эффективности и планирования),
  • Крупно или мелко он пишет (это расскажет о мотивации человека – «крупные» обычно нуждаются во внимании и стремятся быть на виду; а также о вертности человека – если почерк ярко выраженный крупный, да еще и тесный, то, чаще всего, перед нами экстраверт, и «интровертную» работу ему поручать нельзя).
  • Как он ставит строки – ровно ли, в каком направлении. Строки покажут особенности его мотивации и отношение к результату.

И разные другие нюансы, которые в сочетании раскрывают психопортрет человека с удивительной точностью.


Яркие особенности почерка, которые бросаются в глаза, называют доминантами. Их определять очень легко – доминанты увидит даже человек с нулевой подготовкой.


Например, тут вы видите, что буквы – круглые. Да, потому что признак очень яркий, это и будет доминантой.

Мы анализируем только доминанты – чем ярче признак почерка, тем ярче характеристика, которая с ним связана. Анализировать вообще все признаки почерка смысла нет – если признак выражен слабо, то и качество характера тоже не будет сильно влиять на общую картину.

Яркие качества характера и определяют поведение человека, именно их мы и ищем в почерке. И именно поэтому анализ почерка происходит быстро – минуту – так как эти признаки видно сразу.
1.Сильное отличие подписи и почерка:
Подпись отвечает за "демонстрируемое" поведение на собеседовании, а почерк - каким будет человек, когда адаптируется и станет собой. Адаптация занимает от 3 до 6 месяцев.
Например, подпись – крупная, размашистая, а почерк – скромный и мелкий.
Тогда будьте готовы, что вам на собеседовании (и первые полгода) будут демонстрировать социальную активность, лидерские качества, яркость поведения.

А через полгода человек «перегорит» и «стухнет», потому что это – вообще не его.

Или, например, вот в этом примере: в подписи очень активный низ – посмотрите, какие большие и глубокие нижние петли под буквами. А в почерке такого мощного низа вообще нет. Что мы получим? На собеседовании кандидат вам покажет свою ориентацию на прибыль и заинтересованность материальной мотивацией.

А через полгода окажется, что ему скучно, а деньги его не радуют. «Денежного» топлива хватит на полгода, потому что его ведущая мотивация – содержание задач, а не деньги.

Да, и так бывает.

В защиту этих людей я могу сказать, что такое часто бывает от того, что человек сам себя плохо знает. Он будет верить в то, что говорит правду на собеседовании, даже не понимая, что на самом деле он врет. Пусть даже самому себе.
2. Почерк неряшливый и неразборчивый в целом.
Общий вид почерка (когда мы не раскладываем по буквам, а смотрим в целом) показывает отношение к стандартам, принятым в обществе.
На первый взгляд, это всего лишь стандарты письма, но на самом деле — это отношение к нормам и правилам в целом.

Замечено, что почерки с плохим макро - плохие командные игроки, им сложно подчиняться правилам - они будут их нарушать, пренебрегая не только корпоративными стандартами, но и правилами поведения.

Просто ради эксперимента – найдите в своем окружении несколько «правильных» людей, которым важен имидж и соответствие нормам поведения. А потом попросите их что-то написать для вас. Вы увидите, что такие люди кое-как писать не будут.

Они постараются сделать свой почерк понятным и аккуратным.

А как же почерки врачей, спросите вы?

А я отвечу - у меня был большой проект, связанный именно с оценкой врачей. И выяснилось, что вежливые, эмпатичные врачи, которым важен был контакт с пациентом, заполняли анкету вполне приличным и аккуратным почерком.

А чтобы было понятно, как связан неряшливый, неразборчивый почерк с отношением к общественным стандартам и корпоративным правилам, посмотрите почерк Льва Толстого, который основал собственную религию во времена тотального христианства. Надо вам такие риски в свою корпоративную среду?
3. Точки на линиях букв - признак сильного стресса "на грани".
Если такому человеку добавить психологической нагрузки, то есть риск, что он не выдержит.
Нанимая такого сотрудника, помните, что смена работы - очень сильный стресс, который стоит сразу после развода и смерти близкого человека. Потянет ли он?

Точки на линиях букв выглядят вот так:
4. Сильная хаотичность почерка должна вас насторожить,
Если вы ищете исполнительного, тщательного и системного сотрудника.
К сожалению, хаотичные почерки —принадлежат людям, не способным долго удерживать внимание на чем-то одном и работать с постоянным темпом.

Их работоспособность носит волнообразный характер, мотивация неустойчива, а эффективность зависит от вдохновения.
5. Тесный почерк, строки и слова расположены близко друг к другу.
У такого сотрудника будут проблемы с планированием, эффективностью и тайм-менеджментом.
То, как человек распределяет текст на бумаге, показывает, как он обращается с ресурсами.

Когда человек «запихивает» текст в лист бумаги максимально плотно, это говорит о том, что он плохо чувствует свои личные ресурсы (время, силы, материальные ресурсы) и переоценивает свои возможности.

Поэтому он склонен к переработкам, ему сложно соблюсти сроки – он плохо чувствует время и живет в режиме постоянных цейтнотов.

За таким сотрудником нужен дополнительный контроль, чтобы он не перерабатывал и не мешал планы другим.

Если это – руководитель, как на примере ниже, то у него точно будут проблемы с делегированием.

Более того, обучить его этому навыку будет сложно. Но можно – для этого есть специальные хитрости.

Как взломать эту систему – тоже укажет почерк.

Автор и

преподаватель курса

Анна Самойленко

Готовы погрузиться еще глубже?

Подробнее о программе

«Графология для HR»

  • Онлайн
    Обучение проходит на платформе GetCourse
  • 3-6 месяцев
    Можно выбрать комфортный формат и срок обучения.
  • Диплом

    о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации после обучения.

Три тарифа:

Программы обучения

Три уровня погружения: от уверенного старта до экспертного владения
Заполните форму, чтобы попасть на собеседование и обсудить детали обучения на курсе «Графология для HR»
Made on
Tilda